ТВОРЧЕСТВО В ПАРТНЕРСТВЕ
Из услышанного на улице:
- Зачем дрессировать умную собаку?
- Наверное, чтоб она слушалась…
О дрессировке написано много и всё давно освещено с самых разных сторон. Попробую и сама немного разобраться в этом, опираясь на собственный опыт общения со своими питомцами колли (да простят меня за «неправильные» и «неположенные» подходы к традиционной дрессировке!).
Как-то я писала в своей заметке, что работа с несколькими колли дала мне определенный опыт дрессировки, выступлений на соревнованиях и в работе показательной группы, агитбригады.
Первая моя собака Чара (р.1971) «вкусила все прелести» моих строгих требований к воспитанию и дрессировке служебной собаки. Всё делалось по инструкции: залезть на диванчик – ни-ни!; никаких кусочков между кормлениями – «когда люди кушают, собаки идут на место» (это была такая команда, чтобы щенок не привыкал клянчить, когда все садятся за стол); никаких искажений клички; … и еще многое другое. В общем, не могу сказать, как я выглядела в глазах моей самой первой и любимой Чары. Но она освоила ОКД, ЗКС, цирковую дрессировку, возила меня на санках, знала названия пары десятков предметов и приносила их в любой последовательности. Только не брала в зубы ничего металлического или стеклянного. Единственным отступлением от предписанных правил являлись постоянные домашние разговоры с собакой как с маленьким ребенком.
Второй собаке было немного комфортнее в семье, требования были не так строги. Но на дрессировке не допускались вольности, поблажки и отход от правил отработки навыков. Требования дрессировщика собака должна была беспрекословно выполнять и точка. Но пес был покладистым и хорошо слушался, охотно обучался новым приемам и не забывал старых.
Далее в доме появились два щенка (кобель и сучонка) с интервалом в 8 месяцев. Кобель успешно проходил ОКД, но на появление девочки отреагировал оригинально – прекратил слушаться на дресплощадке. Отказался, что называется «наотрез», из ревности. Я настаивать не стала и занялась Баллериной. Особых хлопот она мне не доставляла (колли как колли!), вот только отпускать с поводка до двух лет ее не рисковала. Задравши хвост, не оглядываясь, неспешной трусцой она направлялась по только ей ведомому маршруту. Погоня могла продолжаться и 15 и 30 минут. Когда ее, наконец, ловили, виноватой себя собака не чувствовала и ругать ее было бесполезно. Но после рождения щенков, это уже была совсем другая Баллерина, ее словно подменили. Вот только от ее поразительного послушания и ответственного теперь отношения ко всему, становилось не по себе. И вспоминались ее прежние проделки и норовистый характер.
Наверное, я тогда не сумела оценить по-настоящему талант своей собаки, т.к. слишком стандартно подходила к процессу дрессировки. Жизнь меня «наказала» и подбросила «желаемое», но несколько позднее.
В 2008 году появился у меня 1,5-месячный щенок «благородных родителей». Красавец-аристократ с довольно гнусным характером: заводила, кусюка и с замашками лидера в семье, который сразу же начал устанавливать свои правила поведения всех членов семьи: посудой не греметь, кофемолку не включать, ножи не точить, газетами не шелестеть, громко не петь (на певцов по ТВ он не обращал внимания), кота напугать и загнать на самый верх холодильника, пусть не путается под ногами… До года мы ходили с синяками и подраными юбками… Нас, как свою семью, он не признавал. Для Ларри до двух лет мы были только обслуживающим персоналом. Еще бы, практически все его ближние и дальние предки были из клеток питомников…
Дрессировка ему была не интересна, разве что знакомство с другими собаками, но лакомство получать он любил и покушать тоже… Поэтому худо-бедно мы учились основным командам курса послушания с 4-х месяцев в немногочисленной группе, которую нам порекомендовали. Когда Ларри надоедало слушаться (быстро уставал), он начинал кусать меня за руки или ложился и отворачивался: «ничего не вижу, ничего не слышу»… Полгода мы ходили на занятия два раза в неделю, где сталкивались с настоящей муштрой. В результате, у мальчишки окончательно отбилась охота учиться и он стал категорически отказываться идти на дресплощадку. Такого поворота я не ожидала. В общем, бросили мы бесполезную учебу и устроили себе каникулы на неопределенный срок.
Сейчас, анализируя такое поведение Ларри, понимаю, что он не просто проявлял «вредный» характер. Он не мог переносить насилия и многочисленные повторы команд и, как всякая творческая личность в детстве, сопротивлялся попыткам окружающих переделать себя, не позволял сломать характер… Почему, спрашивается, хозяйке позволено быть творческой личностью, что-то постоянно придумывать и навязывать своему щенку, а собаке отказано в проявлении творческого начала?!
О тандеме «дрессировщик-собака» говорят: партнеры. Так где же равенство? Неожиданно для себя я решила посмотреть, что будет, если дать ему возможность проявлять инициативу самому, т.е. как бы «пойти у него на поводу». Я начала внимательно наблюдать за поведением Ларри.
В это время собаке исполнился год, и у нас появилась возможность продолжить дрессировку в КСС «Каскад». Оказалось, ему нравятся не индивидуальные дрессировки, а групповые. И еще, он чрезвычайно внимательно следил за тем, что и как делают другие собаки. Припоминается интересный момент. В то время Ларри отрабатывал на привязи команды: «сидеть», «лежать», «стоять». Во время перерыва, он внимательно наблюдал как на площадке владельцы более старших собак отрабатывали со своими питомцами те же самые команда на расстоянии, причем, не допуская продвижения собак вперед. Вдруг, неожиданно, мне предложили проверить, как справится с подобным заданием Ларри (без привязи). А я уже дома пыталась работать на расстоянии без привязи, и ничего хорошего не получилось – собака подходила, а не просто делала шаг-два вперед. Но раз такое дело, надо пробовать. Вывела Ларри на площадку (не сомневаясь в отрицательном результате!), отошла метров на 6 и начала давать команды. Ларри, к моему изумлению (а также инструктора) в этот раз стоял как вкопанный на одном месте, выполняя команды.
Вскоре (через полгода) инструктор предложил мне позаниматься с собакой цирковой (трюковой) дрессировкой, чтобы снять с нее напряжение, поскольку Ларри явно начало надоедать повторение одного и того же на каждом занятии. Как раз перед этим мне удалось впервые познакомиться с роликами выступлений по кинологическому фристайлу. Это был просто шок! И начали мы с псом отрабатывать элементы фристайла. Вот тут собака моя раскрылась во всей красе… Ларри очень понравилась эта учеба, похожая на игру – он все хватал на лету и выполнял очень азартно. Куда девались его апатия и сонные замедленные движения?!
К моему большому удивлению он так увлекся, что вскоре начал импровизировать и сам придумывать номера, веселя при этом всю дресплощадку. Причем, если он придумывал и выполнял какой-то номер, мне ничего другого не оставалось, как обозначить его словом и тут же поощрить, давая понять, что мне понравилось. После этого он готов был повторить номер в любое время суток. Иногда я произносила уже знакомую ему старую команду, а он ее тут же «модернизировал». И его варианты оказывались очень интересными и удобными для выполнения. У меня рука не поднималась оставить Ларри без лакомства… Вот так Ларри получил право на творчество, которое ему очень нравилось, и за которое я получала «нагоняй» от инструкторов, потому что поощряла «самодеятельность» новоявленного таланта… Уж, Бог с ними, с испытаниями и соревнованиями – собака впервые явно чувствовала себя счастливой с такой дрессировкой. Даже характер начал меняться в лучшую сторону, появился задор в работе и желание выучить еще что-нибудь новое.
Для примера, из копилки творчества Ларри: сам придумал бегать вокруг меня по часовой стрелке; научившись ходить назад, он вдруг начал на ходу кланяться через каждые пару шагов; когда начали отрабатывать команду «ползи», пес добавил элемент переворота через спину; при команде «вальс» (кружиться на месте), Ларри подпрыгивал вертикально вверх, при этом едва не сшибая меня с ног; движение рядом просто так, его уже не устраивало – он начинал на ходу кружиться без команды. Дома пес развлекал нас тем, что по просьбе «помыть носик», засовывал в миску с водой морду и изо всех сил дул в воду, пуская при этом пузыри.
С этого времени дрессировки стали проходить всегда весело, смущая при этом новичков на площадке. Положительные изменения в характере начали проявляться ярче.
Теперь мы с Ларри стали равноправными партнерами по творчеству. Освоив очередной трюк, он жаждет вместе со мной выучить что-то новое, проявляя при этом невиданный энтузиазм.
Надеюсь, что впереди нас с Ларри ждет много интересного и неожиданного.
Лихачева Н.В.
2010 г.